Сахалин звонит дважды

Сегодня у вице-премьера Аркадия Дворковича пройдет совещание, на котором будут обсуждаться «предварительные итоги» проверок Роснедрами «Сахалина-1» и «Сахалина-2», реализующихся на основании соглашений о разделе продукции (СРП). Как утверждают источники «Ъ», «есть серьезные вопросы по поводу исполнения лицензии на добычу» к ExxonNeftegaz (структура американской ExxonMobil), но не к Sakhalin Energy (оператор «Сахалина-2»). О чем именно идет речь, собеседники «Ъ» не уточняют. Представители вице-премьера, Минприроды и компаний вчера от комментариев отказались.

«Сахалин-1» (по 30% у ExxonMobil и японской Sodeco, по 20% - у «Роснефти» и индийской ONGC) - проект разработки нефтегазовых месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на шельфе Сахалина. Доказанные запасы по PRMS составляют 57,3 млн нефти и 140 млрд кубометров газа. Добыча нефти в 2014 году составила 7,6 млн тонн, газа - 10,1 млрд кубометров (в основном закачивается в пласт). «Сахалин-2» (у «Газпрома» - 50% плюс одна акция, у Shell - 27,5% минус одна акция, у японской Mitsui - 12,5%, у Mitsubishi - 10%) - проект разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе Сахалина. На базе проекта действует СПГ-завод мощностью 9,6 млн тонн в год. В 2014 году добыча нефти в рамках «Сахалина-2» составила 5,3 млн тонн, газа - 17,6 млрд кубометров.

По словам одного из собеседников «Ъ», проверка была внеплановой, скорее всего с целью «найти основания для возможных претензий». Инструмент давления понадобится в ходе переговоров правительства и ExxonMobil по поводу процесса в Стокгольмском арбитраже, куда американская компания подала иск к России в конце марта. ExxonMobil добивается возврата около $500 млн налогов, поскольку с 2009 года в России действует ставка налога на прибыль в размере 20%, тогда как проект продолжал платить прежние 35%. Российские власти переплату не признают. В конце апреля Минфин заявлял, что иск ExxonMobil основан на «избирательном толковании СРП в отрыве от других его положений и экономической логики».

Урегулировать вопрос во внесудебном порядке не удалось. Как рассказывал «Ъ» 18 марта, для этого в Москву приезжал глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон, который встречался с Аркадием Дворковичем и министром финансов Антоном Силуановым. «Но ему было сказано, что Россия ничего не должна и будет отстаивать свою позицию», - говорит один из собеседников «Ъ». Государственная «Роснефть» в конфликте поддерживает ExxonMobil (компании являются стратегическими партнерами и по другим шельфовым проектам, но из-за санкций работы приостановлены): в мае глава компании Игорь Сечин говорил, что «в принципе мы с ними занимаем одну и ту же позицию».

Источники «Ъ», знакомые с текстом СРП «Сахалина-1», говорят, что документ позволяет разорвать соглашение в «случае приостановки разработки». «Но тут довольно широкая трактовка, любую претензию можно при желании подогнать под основания для отзыва лицензии», - считает один из собеседников «Ъ». Возможные претензии могут быть связаны с тем, что, добывая 10,1 млрд кубометров газа в год, «Сахалин-1» большую часть закачивает в пласт, - консорциум не может договориться с «Газпромом» об условиях продажи. «Роснефть» и ExxonMobil ведут переговоры о строительстве СПГ-завода для переработки газа, но тут уже мешает «Газпром», который не согласовывает доступ к своему газопроводу, необходимому для реализации проекта.

Это не первый громкий конфликт вокруг сахалинских проектов. В 2006 году к ходу реализации «Сахалина-2» предъявила претензии Генпрокуратура, а в 2006 году Минприроды отозвало экологическую экспертизу проекта, то есть фактически остановило его. По итогам проверок Росприроднадзор заявил об ущербе экологии на $50 млрд, в Счетной палате говорили о невыгодных условиях соглашения. Источники «Ъ» тогда объясняли проблемы «Сахалина-2» желанием России получить контроль в проекте. Так и вышло - уже к концу 2006 года «Газпром» приобрел 50% и одну акцию Sakhalin Energy за $7,45 млрд.

Впрочем, по мнению источников «Ъ» и экспертов, ситуация вокруг «Сахалина-1» пока не столь серьезная - о вытеснении ExxonMobil из проекта речи не идет. Глава группы «Шельфовые проекты» «Пепеляев Групп» Павел Кондуков поясняет, что, если основания прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами не урегулированы в СРП «Сахалин-1», есть риск применения закона «О недрах». В этом случае для отзыва лицензии может быть много оснований, добавляет юрист, например нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, под которыми можно понимать многое. Окончательное решение за Роснедрами - именно это ведомство может принять решение об отзыве лицензии, ее приостановке или каких-либо ограничениях. Но, по мнению господина Кондукова, радикальные меры в данной ситуации вряд ли возможны, поскольку иностранные компании обычно тщательно следят за соблюдением условий лицензий, особенно после истории вокруг «Сахалина-2». Кроме того, это может быть негативно воспринято иностранными инвесторами, особенно в текущей ситуации оттока инвестиций, считает юрист.

Кирилл Мельников, Юрий Барсуков










>> Кобзон назвал ерундой снятие своей мемориальной доски в Донбассе >> Правительство РФ объявило благодарность представителям Башкирии за помощь Крыму >> Захарченко: рубль и доллар заняли треть валютного рынка ДНР